Суббота, 18.05.2024, 08:15
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » 2013 » Июль » 28 » Михайловский замок - Инженерный замок - Николаевс
07:38
 

Михайловский замок - Инженерный замок - Николаевс

Михайловский замок - Инженерный замок -

Николаевская военно-инженерная академия

Памятник архитектуры

1797-1801 - арх. Бренна Винченцо (Викентий Францевич Бренна)

1829-1835 - арх. Андреев Александр Яковлевич - перестройки в замке



Закладка Михайловского замка состоялась 26 февраля 1797 г. 4 марта 1797 г. Павел I повелевает: "Строение Михайловского нашего дворца поручить беспосредственно нашему архитектору колежскому советнику Бренне".
К строительству Михайловского замка были прикомандированы арх. И. Гирш и Г. Пильников, а также, в качестве чертежника, - К. И. Росси.

К концу октября 1797 г. стены замка были подведены под крышу, и его покрыли временной кровлей.
В октябре 1800 г. строительство Михайловского замка было закончено, но работы по отделке интерьеров продлжались еще до февраля 1801 г.

Общая планировочная схема Михайловского замка довольно проста. Она представляет собой квадрат со стороной немногим более ста метров и вписанный в него восьмиугольник внутреннего двора. Однако внутренняя планировка замка решена с необычайной фантазией. Ее отличает большое разнообразие пространственных архитек¬турных форм. Прямоугольные в плане помещения, выстроенные анфиладами, сменяются круглыми, треугольными, овальными залами, иные анфилады представляют сочетание разных геометрических форм.

Согласно принципам классицизма, постройка должна представлять собой симметричную, строго уравновешенную композицию. Такое впечатление сохраняется, если рассматривать какой-либо фасад Михайловского замка в отдельности. Но так как ни один фасад не является повторением другого, то объемно-пространственное решение замка представляет собой асимметричную композицию. Она позволяет находить при ее обзоре со всех сторон большое разнообразие перспективных видовых точек. Симметрию в плановом и пространственном решении в значительной степени сохраняет только восьмиугольный двор - центр всей архитектурной композиции. Сюда ведет один-единственный проезд, расположенный со стороны главного фасада. Изнутри проезд напоминает многоколонный зал или вестибюль с четырьмя рядами колонн, по шесть колонн в каждом ряду. Колонны поддерживают перекрытие бельэтажа, на котором покоится главный Воскресенский зал, носящий то же название, что и въездные ворота.

Несмотря на различные решения фасадов, замок воспринимается целостным объемом, благодаря постепенному переходу от одного фасада к другому, что достигается системой раскреповок и скругленных углов.

Композиция главного фасада была построена на постепенном нарастании архитектурных масс и скульптурного декора от периферии к центру. На фоне гладких стен рельефно выступает значительных размеров ризалит с мраморными колоннами, объединяющими два верхних этажа. Каждой колонне когда-то отвечала располагав¬шаяся над карнизом круглая скульптура, изображавшая в аллегорической форме одну из областей России.

Центральный портик с такими же, но сдвоенными колоннами облицован разноцветным мрамором, обработанным крупным рустом, украшен двумя обелисками с военной арматурой и вензелем Павла I. Над колоннадой проходит фриз из шокшинского порфира. Завершил композицию фасада треугольный фронтон с барельефом и ступенчатый аттик, увенчанный скульптурной группой работы воспитанника Академии художеств академика М. П. Александрова-Уважного. Из скульптурных произведений сохранился только барельеф в тимпане фронтона на тему «История заносит на свои скрижали славу России», исполненный скульпторами братьями Стаджи-Пьетро, Джакино и Лоренцо.

Не менее интересен фасад со стороны Летнего сада и реки Мойки. Не случайно архитектор решил его как садовый, связав фасад с Летним садом, потерявшим к тому времени регулярный вид и превратившимся в пейзажный.

Широкие пологие марши огромной лестницы осуществили плавный переход из окруженного зеленью пространства к галерее-лоджии, напоминающей раскрытый в сторону сада обширный вестибюль, как бы приглашающий в помещения замка. Использованные здесь живописные барочные приемы - чередование западающих, и выступающих частей, обилие декоративной скульптуры - позволили Бренне еще теснее связать Михайловский замок с создававшимся природным окружением.

Более строгий классический строй архитектурных элементов главного фасада был рассчитан на открытое пространство плац-парадной площади, а использование декоративной скульптуры в решении этого фасада способствовало лучшей композиционной связи замка с конной статуей перед ним. Одновременно конная статуя помогала организации площади, непосредственно примыкающей замку, и обеспечивала более тесную глубинно-пространственную взаимосвязь всех составляющих частей ансамбля.

Боковые фасады - со стороны реки Фонтанки и церковный - более скромны и сходны между собой. Тот и другой в центральной части отмечены выступом, соответствующим в одном случае Овальному залу, а в другом - помещению церкви.

Наиболее развитую композицию представляет церковный фасад, где основной объем церкви мощно выступает из плоскости стены, а устремленная кверху колокольня со шпилем создает значительно более сильный вертикальный акцент.

В завершении церкви, так же как в завершении выступающей части здания со стороны Фонтанки, Бренна продолжил традиции русского барокко начала XVIII века, тем самым осуществив преемственную связь своей постройки с архитектурными памятниками петровского времени.

Если церковный фасад не претерпел значительных изменений, то со стороны Фонтанки со временем исчезла декорированная скульптурой каменная лестница в 27 ступеней и наверху часы с курантами, приобретенные еще в начале 1797 г. у вдовы «шляпочного мастера Марии Магдалены Берг».

Освящение Михайловского замка и замковой церкви было назначено на 8 ноября 1800 г.
Торжественное шествие из Зимнего дворца началось около 10 часов утра при громе пушек. Шествие двинулось мимо войск, выстроенных в почетном карауле, в замок.
В этот день дворец был открыт для публики, которая могла любоваться роскошью и изяществом убранства вновь созданных чертогов".

Церковь во имя Архангела Михаила

Описание церкви приводит в своих заметках немецкий писатель Август Фридрих Фердинанд Коцебу (1761-1819), посетивший Петербург. "Церковь облицована серым сибирским мрамором и барельефами, изображающими 4-х евангелистов, по карнизам помещены ангельские головки, а внишах две статуи - Веры и Религии. На аттике с обеих сторон креста стоят статуи апостолов св. Петра и св. Павла. Куполом церкви служит вызолоченная башня 14 цельных ионических из сердобольского гранита, с карнизами и цоколями из полированной бронзы, поддреживают хоры. Алтарь имеет вид восьмиугольника из белого и черного мрамора. Царские врата из серебра украшают 6 медальонов из меди. Запрестольный образ - Тайная Вечеря работы пр. Джиовенко." До наших дней помещение церкви дошло с существенными изменениями.

После октябрьской революции церковь закрыли. Затем здесь раполагался небольшой Военно-инженерный музей. В годы ВОВ - размещался госпиталь.

Позже передана Ленинградскому центру научно-технической информации. В 1991 г. Михайловский замок перед под юрисдикцию Русского музея.

В наше время завершена реставрация интерьера церкви.

([], сс.145-148)

В 1819 г. Михайловский замок был передан Главному инженерному училищу.

Выпускники училища - Ф. Достоевский, Дм. Григорович, М. Глинка, Дм. А. Брянчанинов (епископ Игнатий).

Военно-инженерная академия была создана в 1855 г. из второго Кадетского корпуса. Предшественницей академии была инженерная школа, основанная в Москве в 1712 г. и переведенная в Петербург в 1733 г.

Академия с первых лет существования размещалась в Инженерном замке.

Она готовила офицеров-инженеров для строительных и саперных работ.

В 1932 г. перевели в Москву, где объединили с Высшим инженерно-строительным училищем.

(иллюстрации - Mary, текст - Blackadder, по материалам [])

В 1851-1852 гг. арх-ры Н. Л. Бенуа и А. И. Кракау создали проект Зимнего сада перед Инженерным замком. Имеющий множетсво вариантов, он был разработан с применением легких металлических конструкций. Проект не был осуществлен.

([],С.82)

После ВОВ по проекту, разработанному арх-рами Е. И. Катониным и В. Д. Кирхоглани, была проложена Кленовая аллея от Инженерной ул. до Манежной пл. и все пространство возле нее превращено в сквер. Фактически была возрождена планировка XVIII в., когда к замку со стороны Невского пр. шла зеленая аллея.

(И.А.Бартенев, Совремнная архитектура Ленинграда, Лениздат, 1966, с172)

Просмотров: 237 | Добавил: wouriffan | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0